Одним из форматов учебной деятельности в вузах-членах Ассоциации «Объединенный университет имени В.И. Вернадского» является приглашение известных ученых, ведущих преподавателей других вузов в рамках академической мобильности. Такие мероприятия реализуются, в том числе, и в сфере деятельности Научно-образовательного консорциума «Вернадский – Тамбовская область», координатором которого является Ассоциация «Объединенный университет имени В.И. Вернадского».
12 октября 2021 г. Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ) стал площадкой для проведения ряда мероприятий Всероссийской полевой экологической школы. Ее главной целью стало обучение студентов основам полевой экологической работы. При этом данное обучение необходимо реализовывать на реальных объектах и территориях. В этом году такой территорией стал Рылеевский (Красненский) карьер.
Для реализации учебно-полевых мероприятий был приглашен старший научный сотрудник Института географии РАН (г. Москва) Алексей Викторович Иванов.
В первой половине дня он провел открытую лекцию для студентов кафедры «Природопользование и защита окружающей среды» ТГТУ по тематике эколого-геологических исследований территорий.
Вторая половина дня была представлена полевым мастер-классом. Студенты-экологи и присоединившиеся к ним студенты строительных специальностей вместе со своими преподавателями прошли интенсивный курс полевого эколога. Для этого они отправились на исследование слоев почвы по специально разработанному комплексному маршруту.
Первой точкой в данном маршруте стал холм-"останец" у Красненьского карьера. Он сохранился при создании карьера, и в данный момент является отличным наглядным образцом для наблюдения горных пород и слоев почты.
После интересной лекции о стратиграфии (науки о слоях почвы) студенты смогли изучить окружающую местность и внести заметки в полевой дневник геолога, который студентам подарил Алексей Викторович Иванов.
В итоге студенты экологических и строительных специальностей научились не только взбираться по вершинам и проходить пересеченную местность, но и изучили особенности рекогносцировки на исследуемой территории, планирования эколого-геологических исследований, методы полевой экспериментальной работы, попробовали самостоятельно работать с геологическими приборами.
Главным результатом организации данного комплексного маршрута стало формирование у студентов знаний в области экологической стратиграфии, а также смежных направлений и разделов экологии и геологии, что является одним из базовых элементов становления универсальных и общепрофессиональных компетенций студентов инженерно-экологических и строительных направлений и специальностей.